DЕ I: А чем вам интересна Фрида?
И.Ш.:
Она — ЛИЧНОСТЬ. Прикоснуться к личности такого масштаба — значит попытаться тактично «проникнуть» в ее трагедии, понять ее творчество изнутри. Надо многое пропустить через себя. Она ведь говорила о себе, что не является сюрреалисткой, что рисует не сны, а только реальную жизнь. Тогда что мы видим на ее картинах? Материализованные фантомы ее жизни? Пожалуй, что так.
DЕ I: А вам личность без трагедий не интересна?
И.Ш.:
А личности без трагедий не бывает. Масштаб определяется количеством пережитых ситуаций, которые создают новые ощущения, новые смыслы в старых понятиях.
DЕ I: То есть чувство радости вам не очень интересно?
И.Ш.:
Радость убаюкивает, счастье успокаивает. В момент, когда ты все это теряешь, появляются новые чувства.
DЕ I: А чем именно вас заинтересовала Кало-художница?
И.Ш.:
Мне нравится, что ее картины — это некий микс сюрреализма и наива. Она соединяет животный и растительный мир на равных с миром людей. Они общаются между собой, у них общая жизнь. Это делает Кало более возвышенной, и видно, насколько она глубоко страдает. Например, работы «Маленькая лань», «Фрида в белом». Она сама во многих картинах предлагает себя в двойном образе.
DЕ I: В дневниках она писала письма самой себе.
И.Ш.:
Только не говорите, что это психическое заболевание вроде шизофрении или страшное одиночество души. Она жила не в грезах и не снах, еще раз подчеркиваю это. С одной стороны она жила в той реальности, что обезобразила ее тело, с другой — в том космосе (творческом, метафизическом), где плоть не имеет значения. Скорее всего мы имеем дело с гиперчувствительной натурой. Это моё видение феномена Фриды Кало.
Полную версию читайте в журнале DE I/DESILLISIONIST №22
© DE I / DESILLUSIONIST №22. «МОНОЛОГ В ПОИСКАХ ДИАЛОГА. ИРМА & ФРИДА»
|