По ряду объективных причин творчество Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» давно выпало из рамок жанра «русский рок» и для многих поколений возглавляет собрание «музыки для души». Немало этому способствовало увлечение Гребенщикова восточными духовными практиками, знакомство с живыми божествами. Редкая, по нашим временам, внутренняя независимость утвердила Бориса Борисовича в статусе большого умельца применять философские истины в повседневной жизни. В этом интервью DE I раскрывает духовную составляющую неординарного музыканта.
DE I: У вас есть свои авторитеты?
Б.Г.: Конечно, есть. Если я общаюсь с человеком, чье творчество я уважаю и люблю, то, естественно, у меня возникает перед ним легкий трепет. Но в процессе разговора, как правило, трепет рассеивается, и я понимаю, что этот человек – такой же, как и все остальные. Просто в своем избранном роде деятельности он достиг такой высоты, которая мне и не снилась. Поэтому я буду относиться к нему с безумным почтением, восхищением и любовью, но зная, что человек все равно остается человеком,по мере сил – учусь. Мне повезло в течение жизни встретить немалое количество таких людей: Джордж Харрисон, Дэйв Стюарт, Терри Гиллиам, Слава Полунин, Лу Рид, Борис Акунин – все они просто люди, но преданность своему делу делает их очень и очень интересными.
DE I: Вам интересно с простыми людьми?
Б.Г.: Но ведь я по большому счету общаюсь в основном с самыми простыми людьми. Например, по Москве я часто езжу с одним замечательным водителем, и я учусь у него тому, как он реагирует на дорожные ситуации. Он приводит меня в восторг. Может быть, я не буду с ним подробно говорить о сути Бхагават Гиты (а может быть, и буду!), но и не обязательно. С каждым можно говорить о своем или молчать о своем, или чем-нибудь еще заниматься. Все люди посвоему хороши. Если Бог тебя с кем-то свел, значит, что этот человек тебе для чего-то нужен. Его появление – ответ на призыв из твоего внутреннего мира. Все люди, которых ты встречаешь, посланы Богом – иначе их не встретишь. Логичная картина получается?
DE I: Да, очень. Вам не становится скучно от столь логичной и правильной жизни?
Б.Г.: К сожалению, я правильным никогда не был. Если постепенно этой правильности станет больше, то и мир станет ярче, интереснее. Правильность включает постепенное исчезновение всех желаний, связей, привязанностей и соединение с Богом. Тогда открывается бесконечная красота. Тут уже не до скуки.
DE I: Почему же тогда люди стремятся испытывать сильные эмоции и ощущения, специально провоцируют конфликты? Весь театр, например, построен на конфликтах.
Б.Г.: Этого я вообще не понимаю. Я подозреваю, что от неведения. Люди думают, что сильные эмоции лучше, чем совсем ничего. Есть известный анекдот: заяц положил яйца на пенек, бьет по ним молотком и приговаривает: «Когда не попадаю, такой кайф!» Как мне еще описать такую сферу деятельностй
DE I: То есть вы не ходите в театр?!
Б.Г.: Я с театром не имею ничего общего с января 1975 года. Я был одержим театром в течение двух лет студенческой жизни, под подушкой хранил том Станиславского и даже думал о том, чтобы бросить университет и уйти в театральный, но потом понял, что я не хочу повторять череду негативных эмоций. Большинство актеров представляются мне странными и довольно печальными людьми. У меня есть там друзья, которых я очень люблю, но в театр я не хожу, потому что – не мое.
DE I: Однако есть мнение, что система Станиславского была основана на йоге...
Б.Г.: Мне сложно говорить о театре – я совсем ему чужой. Но если человек может прийти к Богу через театр, честь ему и хвала.
DE I: А что, по-вашему, стоит за Богом? У вас есть какие-то мысли, чем все закончится?
Б.Г.: Дело в том, что не происходит ничего, что может начинаться или кончаться. Все происходящее происходит вечно. Но мы все время проецируем наши мысли вперед и назад, думая о том, где начало, а где конец. Если во время серьезной операции хирург станет думать о футбольном матче, он не будет сосредоточен и сделает что-то не то. Это все отвлечение от момента «здесь и сейчас». А что до вопроса о Боге – то нет ничего, что было бы «за» Богом, ибо Бог есть все сущее – и сама жизнь, и бесконечно большее. Словами не выразишь.
DE I: Чего же не хватает миру для полной гармонии?
Б.Г.: Гармония мира, как известно, не знает границ. Каждый из нас видит мир в соответствии со степенью своего совершенства. Если смотрит совершенно мудрый человек, то он видит мир, идеально приспособленный для нашего в нем обитания. Мы рождаемся здесь для того, чтобы чему-то научиться. Если Мир спасут нелогичные акты благотворительности и бессмысленные акты красоты! первоклассники будут все знать и все уметь с самого начала, незачем будет учиться в школе. Мы рождаемся очень разными. Все вокруг лучшим образом приспособлено для того, чтобы каждый из нас усвоил свои уроки. Нельзя забывать: у каждого человека собственные отношения с Богом – свой диалог, понятный только одному и никому больше. И нельзя судить о другом человеке по своим меркам. О чем, кстати, и сказано в Писании: «Не суди, да не судим будешь». Когда перестанешь исправлять других людей и начнешь исправлять себя, ты поймешь, что нет никаких проблем. У каждого только те проблемы, которые ему поставляет его собственное сознание. Поэтому можно догадаться, что мир идеально эргономичен. Даже то, что сложно принять: войны, катастрофы, катаклизмы либо являются плодом человеческой деятельности, либо стимулируют ее. Говорят, что каждый рождается в определенное время и в определенном месте, чтобы продолжить свое обучение. А если говорить о несправедливости мира, то в Библии есть книга Иова, в ней это рассматривается жестко, но довольно подробно. Может быть, мы все недостаточно доверяем Богу.
DE I: Почему тогда все стремятся создать на земле модель рая, который описан в Библии как идеальная среда для счастливой жизни?
Б.Г.: Люди не совсем понимают, что в раю нет ресторанов, машин и всего остального. И попади они в место, где все устроено, как в раю, они были бы чудовищно недовольны, потому что наше сознание сильно изменилось со времен Адама. Мы приобрели очень много ненужных желаний. А если мы перестаем этим заморачиваться, как предлагают практически все религиозные учения и как на самом деле поступают очень редкие люди, мы попадаем обратно в рай, как будто мы оттуда и не уходили. Ангел с пылающим мечом не обрекал Адама и Еву на физическое изгнание. Они сами отгородились от рая и от Бога своими приобретенными рациональными сознаниями.
DE I: Но изменить, значит, что-то можно? Если человек меняется сам, то он меняет и мир вокруг себя?
Б.Г.: Ты можешь помочь окружающим тебя людям теми методами, которыми ты владеешь. Каждый может кому-то чем-то помочь. Всегда можно или накормить, или утешить, или хотя бы выслушать другого человека. Но пока человек смотрит на мир неидеальным глазом, идеальной картины не будет. Есть старинная присказка «Beauty is in the eye of the beholder» – «Красота в глазах того, кто смотрит».
DE I: От каких желаний необходимо избавиться?
Б.Г.: От всех. Но я не говорю о насильственном избавлении. Желаний достаточно вокруг, и они легко снова пролезут в сознание. Мне всегда казалось, что с течением жизни желания исчезают сами.
DE I: Как же можно от всех желаний избавиться? Вместе с ними может пропасть интерес к жизни!
Б.Г.: Опыт показывает, что интерес к жизни сохраняется. Более того, чем меньше желаний, тем шире открываются глаза и уши. А значит, мы можем больше воспринять в этом прекрасном мире: больше увидеть, услышать и сильнее почувствовать. Это все сказано мудрыми людьми много тысяч лет тому назад.
DE I: Почему же люди столько живут и этого не понимают?
Б.Г.: Их так научили. Они выросли на примерах, которые есть вокруг них, и другого подхода к жизни просто не знают. И потом – у каждого своя карма, и не всем дано сразу раскрыть весь свой потенциал. Жизнь дается как раз для того, чтобы человек заметил все, о чем мы тут говорим, сделал свои выводы и начал становиться лучше. Большая часть людей проживает жизнь с другими мыслями, другими целями, и поэтому им, видимо, приходится перерождаться много-много раз, пока они, наконец, не набредут на правильный путь. Зато у каждого человека, даже у самого «тяжелого», иногда возникает желание сделать что-то необоснованно хорошее. Чем больше хорошего он будет делать, тем больше положительной энергии будет накапливаться «на его счету». Так что, как говорится, «мир спасут нелогичные акты благотворительности и бессмысленные акты красоты»!
DE I: Но не всем же людям суждено понять свое предназначение?
Б.Г.: Боюсь, что слово «предназначение» может ввести в заблуждение: как будто есть некий начальник, который к чему-то нас «предназначил», и у нас нет выбора, кроме как найти или не найти свое место по особому списку. Как мне кажется, это не так. Мы рождаемся с неким набором качеств. Иногда это необъяснимо и на генетическом уровне, возможно, результат прошлых жизней; не знаю, не могу ручаться. Если в нас достаточно позитивной энергии, все встает само собой, и ты находишь место в жизни. Или не слишком этим заморачиваешься. Если энергии не хватает, сделай что-то для других людей, и запас энергии (то, что буддисты называют «merit», «заслуга») увеличится. Еще один верный путь – медитация. Устранив шум эгоистичных и суетливых мыслей, ты яснее увидишь, кто ты и чего тебе хочется. И нужно понимать, что все в руках Бога. Многое можно сделать самому, но мы не можем знать всего: мир слишком многомерен и велик. А Бог есть жизнь, и Он все устраивает.
DE I: А как же любовь? Что для вас значит это чувство?
Б.Г.: Все ли говорящие о любви имеют в виду одно и то же? Я под словом «любовь» понимаю только одно: особые приятные ощущения от многих вещей, которые существуют только для меня. Эти ощущения может дать и новый человек, и картина Моне. А может быть – куст, небо или солнце. И я не могу отделить одно от другого, потому что любовь находится не вовне, а внутри. И если у тебя есть генератор, который производит ток под названием «любовь», то ты будешь испытывать любовь ко всему. В этом смысле любовь – источник, который заставляет тебя любить мир во всех его проявлениях. Любовь – это граница между жизнью и существованием. В существовании человек пожирает себе подобных. А с любовью, наоборот, ты сам становишься пищей.
DE I: Почему-то у некоторых людей это чувство недоразвито...
Б.Г.: Я слышал одну интересную теорию. Брахманы Индии считают, что, постоянно перевоплощаясь, человек рождается в разных культурах, чтобы получить какой-то урок. Например, в Африке рождаются, чтобы воспитать в себе ритмические чувства, в Индии – чтобы вырасти духовно, а Россия – страна, где рождаются существа, которые раньше были демонами. Нужно пояснить: демон – не пугало, как мы привыкли думать. Он обладает значительно большей силой, чем человек. Обычно демоны зациклены только на себе. Они даже представить себе не могут, что кроме них что-то еще может быть важным. Посмотрите вокруг – именно такое поведение мы в основном и видим. Мы видим огромную страну, наполненную людьми, из которых девяносто процентов большую часть времени думают только о себе. Поэтому в России рождаются, чтобы научиться думать о других и любить друг друга. Здесь столько людей, которым нужна помощь! Материальная, духовная, душевная или какая-то еще. Эта смешная теория мне очень запала в душу. Неважно даже, верна она или нет.
DE I: Уже много лет поклонники называют вас Гуру. По-вашему, какими способностями должен обладать учитель?
Б.Г.: Один из великих учителей тибетского буддизма ходил к своему учителю в Индию. Путь к нему занимал полгода – тогда еще не было железных дорог и машин. Он шел пешком, уворачиваясь от бандитов и многих других опасностей. И потом через несколько лет он вдруг увидел, что его учитель спокойно гуляет по Тибету, легко перенесясь туда магическим образом. «Как же так?! – воскликнул он. – Неужели я так много лет зря совершал весь этот длинный и тяжелый путь? – Нет, не зря, – ответил ему учитель. – Если бы не ты приходил ко мне, а я сам пришел бы к тебе, то ты не оценил бы ценность знания. А так, благодаря тяжелой дороге, ты стал относиться к знаниям серьезно». Вся система обучения на Востоке основана на прочной связи между учителем и учеником. Эта традиция, во-первых, основана на том, что учитель должен сам знать то, чему он учит. Если он учит просветлению или работе с сознанием, то он должен достичь тех состояний, о которых говорит. А во-вторых, кого угодно не научишь, поэтому учитель выбирает себе учеников и проверяет их очень долго, иногда годами. Ведь о многих вещах говорить практически опасно: истинное знание находится за пределами слов, и говоря о нем, рискуешь его исказить, что чревато серьезными последствиями. А отношения учителя и ученика на Востоке значительно ближе, чем отношения родителей и детей, потому что ученик целиком зависит от учителя. Неправильно данные инструкции – и ученик может погибнуть. Но если учитель выберет неправильного ученика, то и учитель может погибнуть. Я не учитель: я ничего не достигал, никогда не отбирал себе учеников, не буду этого делать и не чувствую себя уполномоченным. Мне нечему учить. Я просто могу передать людям то, что слышу. Через музыку получается у меня лучше всего. Музыка была и моим главным учителем. Теперь я передаю эстафету, и если люди, благодаря музыке «Аквариума» начнут проводить собственные исследования – прекрасно.
DE I: Какой альбом вы рекомендовали бы для первого знакомства с группой «Аквариум»?
Б.Г.: Не стану ничего рекомендовать. Пусть каждому попадет в руки то, что ему сейчас нужно.
© DE I / DESILLUSIONIST №04. «МЕЖДУ БОГОМ И ДЕМОНАМИ»
|